Что такое - профессиональный проектор

Как ни парадоксально - это просто очень яркий проектор.

  • Главная задача профессиональных проекторов - создать высокую яркость.
  • Главная проблема - защитить проектор от перегрева раскаленными лампами, чтобы он мог работать 24 часа в сутки при абсолютно немыслимых для обычных проекторов температурах.

Представленная ниже таблица является классификацией профессиональных проекторов, построенная на основе их яркости. Пока, это единственное краткое и ясное представление этого сложного класса проекторов.

DLP*
3 матрицы** 1 матрица**
лазер ксеноновые лампы металло-галидные лампы
внешний 1 лампа 4 лампы 2 лампы 1 лампа
20(?) кВт 8 кВт 6 кВт 3 кВт 2 кВт 2 кВт 1 кВт 0.5 кВт
70000 лм 45000 лм 35000 лм 20000 лм 15000 лм 20000 лм 8000 лм 6000 лм 4000 лм
150 кг 100 кг 80 кг 40 кг 40 кг 25 кг 15 кг 7 кг
> $200K $150K $80K $60K $20K $10K $5K

* - как правило, все профессиональные проекторы используют стойкую к высоким температурам DLP технологию.
** - в 3-матричных проекторах КПД использования света лампы на цветном изображении в 1.5 раза выше, чем в 1-матричных проекторах.

По всем остальным характеристикам профессиональные модели не отличаются от обычных проекторов или уступают им. Часто в описаниях профессиональных проекторов уделяют много внимание возможностям бесшовного стекования проекторов или их способностям проецирования на поверхности сложной геометрической формы. Это действительно профессиональные свойства, но, на самом деле, даже сами производители, когда используют свои проекторы на спонсорских мероприятиях, чаще всего используют внешние процессорные блоки обработки изображения.

Как достигают высокой яркости

Существуют два способа создания проекторов высокой яркости. Они основаны на использовании металло-галидных и ксеноновых ламп. Эти два типа ламп имеют свои особенности.

Металло-галидные лампы долго живут (до 2000 часов), но ограниченны по мощности до 500Вт. С помощью таких ламп создают многоламповые проекторы. Обычно это 2-ламповые или 4-ламповые аппараты, хотя недавно Sony анонсировала 6-ламповую модель.

Ксеноновые лампы живут менее 1000 часов, более опасны в эксплуатации, т.к. используют газ под высоким давлением, но могут достигать мощности 8 кВт. Их используют в 1-ламповых ярких проекторах.

Эти два типа источников света и являются основой классификации профессиональных проекторов, которая представлена в таблице ниже. Важно помнить, что рост яркости проектора связан с усложнением системы охлаждения, которая влияет на габариты и вес проектора. Вес проектора, таким образом, тоже становится одним из важных классификационных признаков, которым не стоит пренебрегать, когда необходимо монтировать проектор на большой высоте и рассчитывать нагрузки на конструкции подвески.

Кроме упомянутых выше двух типов ламп существует еще один тип источника света и еще один способ увеличения яркости изображения.

Новым источником света, который, пока, используется только в прототипах, являются лазеры. Недавние демонстрации Barco и Christie показали, что с помощью лазерных источников можно достигнуть яркости до 70000 лм. По некоторым данным - это внешние источники света. Об их габаритах ничего неизвестно и перспективы их применения где-то, кроме кинотеатров, пока не совсем ясны.

Дополнительным способом увеличения яркости является метод объединения (стекование) проекций нескольких аппаратов путем наложения изображений или их работы в режиме видеостены, когда каждый проектор показывает только фрагмент изображения. В большинстве случаев такой способ оказывается намного более выгодным, чем использование одного яркого проектора.

От чего зависит цена профессионального проектора

  • яркость - главный фактор

  • эксклюзивность - этот фактор, который придает зависимости цены от яркости нелинейной характер, т.е.  немного ярче, но намного дороже. Например, в проекторах со световым потоком 2000лм, каждая  1000лм яркости стоит всего $250, а в самых ярких моделях её цена возрастает до $5000

  • разрешение проектора - это полностью искусственный маркетинговый фактор, унаследованный от портативных проекторов, когда при увеличении разрешения в 2 раза, цена тоже вырастает в два раза. Вполне понятно, что в портативных проекторах разница в стоимости чипов 1920х1080 и 1024х768 может увеличить цену проектора на $1000-2000, но рост этой разницы до $10000-20000 в профессиональных моделях не имеет рационального объяснения. Разрешением можно полностью пренебречь и сэкономить огромные деньги, если использовать метод стекования проекторов по принципу видеостены. Разрешение изображения в этом случае суммируется из разрешений проекторов для каждого фрагмента. Это еще один эффективный способ экономии, т.к. позволяет использовать недорогие проекторы с низким разрешением, но с высокой яркостью.

  • четвертый фактор - это использование в проекторах встроенных процессоров (объединения в видеостены, коррекция геометрических искажений при проецировании на экраны и поверхности сложной формы, воспроизведение многооконных изображений). Значение этого фактора просчитывается простой арифметикой сранения цен внешних видеопроцессоров ($2K-$10K) и повышения цены проектора при добавлении аналогичных встроенных функций. Как правило, встроенные в проекторах процессоры оправдываются экономически только при использовании стекования 2-3 недорогих аппаратов.

  • последний по значению фактор цены - это наличие режима 3D проецирования и динамической диафрагмы для имитации контрастности. Эти аппаратные функции должны быть стандартом во всех профессиональных проекторах и, наверное, так это и будет в ближайшем будущем, но, пока, производители проекторов часто о них забывают.

Как использовать предлагаемую классификацию

Хотя это более чем очевидно, но все-таки сформулируем главный принцип. Для сравниваемых проекторов необходимо определить их место в классификации. Для этого достаточно знать только количество ламп в проекторе и их мощность (именно мощность ламп в ваттах, а не яркость проектора в люменах, т.к. последняя часто не совпадает с действительностью). Положение проектора в классификации дает возможность определить разумность предлагаемых цен и сопоставить экономичность использования в вариантах использования одной яркой модели или её замены несколькими менее дорогими.

Ценность данной классификации легко оценить попытавшись "разобраться" в профессиональных проекторах на сайтах их производителей - Christie, Barco, Nec, Panasonic и др., а приведенный выше анализ факторов, определяющих цены таких проекторов, демонстрирует важность этой задачи.