Что было к началу осени 2010 и что нового появилось на последних выставках?

Проекторы с технологией DLP до осени 2010

Более года назад все проекторы, использующие DLP технологию Texas Instruments и обладающие разрешением до 1280х800 включительно, вдруг оказались способными проецировать 3D изображения. Переход к выпуску 3D модификаций  DLP проекторов произошел моментально и без повышения цены. Столь эффектный жест со стороны компании Texas Instruments, выпускающей DMD дисплеи  для DLP проекторов, оказался возможным, потому что для этой технологии не существует принципиальных ограничений для увеличения частоты формирования изображения.

Появление 3D DLP проекторов, однако, не принесло ожидаемой 3D радости поклонникам домашних кинотеатров. Оказалось, что отсутствуют 3D проигрыватели и 3D TV каналы. Единственным источником 3D изображения стали компьютеры, оснащенные графическими картами NVIDIA. Более того, компания NVIDIA, оказавшись в положении монополиста, начала выбирать, с какими марками проекторов работать, а с какими нет, хотя проекторы всех марок использовали  одну и ту же 3D DLP технологию.

Еще раз стоит подчеркнуть, что все созданные к этому времени DLP проекторы не были FULL HD моделями, т.е. верхний предел ограничивался разрешением 1280х800. В качестве главного препятствия рассматривалось отсутствие HDMI соединения с пропускной способностью 120 FULL HD кадров в секунду (HDMI 1.4v).

Проекторы с LCD технологией до осени 2010

Для LCD проекторов частота проецирования 120Гц является, практически, запредельной. По этой причине до осени 2010 года появился всего один 3D LCD проектор,  которому удалось обойти препятствие по частоте. Этим проектором стал CF3D компании LG Electronics. Компания LGE выбрала довольно оригинальный способ решения проблемы – в один корпус  с одним объективом было помещено сразу два проектора, работающих на обычной частоте 60Гц. В этом варианте на экране формируется одновременно левое и правое  изображения, а для просмотра можно использовать недорогие пассивные поляризационные очки.  Проектор получился довольно громоздким, с большим тепловым оттоком от двух ламп, а выигрыш на простой технологии очков обернулся проблемой с необходимостью использования для поляризованного света специальных металлизированных экранов (на обычных белых экранах свет деполяризуется).

ОСЕНЬ 2010 – появление 3D проекторов с HDMI 1.4v

Появление HDMI 1.4v открыло возможность начала выпуска проекторов совместимых с перспективными 3D FULL HD источниками.

Для производителей DLP проекторов это просто означало  начало выпуска 3D FULL HD проекторов. Так появились 3D FULL HD DLP проекторы Sharp XV-Z17000 и Samsung SP-A8000.

Наиболее весомый вклад внесла компания Optoma, представив на выставке CEDIA 2010 конвертер для подключения к FULL HD источникам по HDMI 1.4v соединению всех созданных ранее 3D DLP проекторов.

Производителям LCD проекторов пришлось попотеть значительно больше. 3D способными оказались только те варианты LCD технологии, которые работают не на просвет, а на отражение. Традиционно такую технологию использовали компании Sony и JVC. Эти компании и объявили первыми о начале выпуска 3D проекторов на жидких кристаллах. Компания Sony представила проектор VPL-VW90, а JVC анонсировала целую серию - DLA-X3, DLA-X7, DLA-X9. Такую же технологию ЖК на кремниевых зеркалах выбрала для своего проектора и компания Mitsubushi.

Сенсационной новостью CEDIA 2010 оказалось объявление компании Epson о начале выпуска проекторов с использованием  технологии ЖК на кремниевых зеркалах. На выставке компания Epson представила только 2D проекторы, использующие эту технологию,  и объявила, что время 3D еще не пришло. Может это и так, но более чем  очевидно, что измена принципам родной для Epson просветной 3LCD технологии осуществлена ради создания 3D проекторов.

ОБЩИЕ для DLP и LCD проекторов ПРОБЛЕМЫ 3D проецирования

3D переход не прошел для LCD и DLP технологий «бесплатно» - потребовались жертвы.

Первая проблема связана с яркостью проекторов. 3D режим проецирования поглощает яркость, поэтому приходится увеличивать мощность светового потока проекторов и отказываться от одного из главных достижений последних лет – имитации контрастности (динамическая или виртуальная контрастность). Здесь есть подводные камни, укрывающиеся за старыми проблемами проекторов. С появлением механизма динамической контрастности (прикрывание лампы шторками на темных сценах), все забыли о давней «войне контрастности» DLP и LCD проекторов. Теперь, почти наверняка, эти распри всплывут на поверхность – двойную разницу в ANSI контрастности этих технологий в мешке без динамической диафрагмы не утаишь. Ближайшее будущее покажет, как будут разворачиваться события, а пока производители увеличивают яркость проекторов, но очень осторожно, так как её увеличение снижает контрастность. Наиболее безболезненно для контрастности увеличить яркость можно на DLP проекторах, поэтому самый яркий из новых 3D FULL HD проекторов – это Sharp XV-Z17000 со световым потоком 1600лм, JVC объявила яркость своих новинок 1300лм, Sony и Samsung – 1000лм.

Вторая проблема новых 3D проекторов – неспособность использовать режим дополнительных кадров для быстрых сцен при 3D проецировании. Пока, эта особенность обнаружена только для проектора Sony VPL -VW90. Трудно сказать, с чем это связано – с медленными процессорами или с тем, что дополнительные кадры требуют увеличения частоты до 240Гц, а для LCD проекторов это сложно. Остается ждать – будет ли функция дополнительных кадров в новых 3D DLP проекторах, для которых частота 240Гц не является препятствием.

Третья проблема обусловлена особенностями вещания цифровых телеканалов, которые в ближайшее время будут основным источником 3D контента. Здесь не все так просто. 3D сигнал состоит из двух кадров, и порядок их передачи может отличаться. Более того, 3D сигнал в телевещании совсем не обязан быть 1920х1080. Например, 3D канал компании НТВ, который начинает работу 15 октября, будет вещать двумя полукадрами 960х1080, т.е. FULL HD 1920х1080 кадр делится пополам по горизонтали. Этот канал спонсируется компанией Panasonic. Sony и Samsung тоже создают в мире собственные 3D каналы, и в технических особенностях их вещания тоже придется разбираться.

Четвертая проблема касается 3D очков. Каждый производитель предлагает со своими проекторами свои собственные 3D очки. О межбрендовой совместимости 3D очков сейчас можно только гадать, потому что даже в пределах одного бренда эта совместимость не всегда существует. Например, 3D очки для телевизоров Sony, не будут работать с 3D проектором Sony.

Подводя итог этому краткому обзору, можно отметить, что мир современных 3D технологий очень напоминает эпоху становления мира компьютеров до появления системы DOS, когда каждый производитель создавал собственную операционную систему, и о появлении совместимых с разными компьютерными платформами программ никто даже не мечтал.


Читайте также