В этом году Sony представила 4 новинки - HW65ES с разрешением Full HD (1920x1080) и три 4K модели VW320ES, VW520WE, VW5000ES. Отличия последних между собой можно кратко описать следующим образом:

  • VW320ES - это просто 4K проектор. При этом слово "просто" возможно только в линейке проекторов Sony, потому что для всех других производителей домашних проекторов это разрешение недоступно.
  • VW520ES и VW5000ES - поддерживают воспроизведение HDR контента.
  • VW5000ES - имеет лазерный источник света и нетипично высокую для домашних проекторов яркость 5000 lm

В этих новинках всех интересует практически только два аспекта, которыми они отличаются от моделей предыдущих лет - это эффект HDR и контрастность яркой лазерной модели.

Говоря о HDR,  стоит сразу ответить на два главных вопроса - что это такое и сильно ли отличается на экране HDR и обычный контент.

HDR (High Dynamic Range - высокий динамический диапазон) - это метод улучшения контрастности. Его задача заключается в чтобы "проявить", то есть сделать видимыми, детали, которые оказались засвеченными в ярких кадрах или утонули в темных. Очень утрировано работу этой функции можно описать как съемку нескольких кадров  при разных экспозициях с последующим выявлением всех деталей и составление суммарного кадра, на котором они все присутствуют. Понятно, что при этом сохраняется естественная освещенность общего фона, а яркость склонных к пропаданию деталей пересчитывается таким образом, чтобы они были видны на этом фоне.

В чем выражается эффект HDR на экране

Сначала стоит описать ожидаемый эффект. Естественно, что представленный выше механизм, заставляет полагать, что HDR и не-HDR кадры очень похожи, но если присмотреться, то в темных или светлых участках HDR кадра можно будет увидеть дополнительные светлые или темные детали и тени.

ВСЕ СОВСЕМ НЕ ТАК и даже с восклицательным знаком! Не надо ни к чему присматриваться, потому что разница на экране разительно очевидна. Это даже теоретически становится понятным, если вспомнить, что кроме математики в съемках принимает участие живой человек, оператор, который принимает решение уменьшить экспозицию или увеличить, чтобы показать максимум деталей. Это непростое решение в любом случае приводит к одному печальному результату, который выражается в том, что общая освещенность кадра не соответствует реальной. На экране это выражается в том, что сцена, снятая ночью похожа по освещенности на сумерки, а раннее утро превращается в полдень.

На презентации проекторов Sony всех сначала восхищало 4K детализацией видео кораблика в вечернем море на фоне города. Потом, после демонстрации этого же видео в HDR режиме, становилось очевидно, что это совсем не вечер, а ночь,  и не-HDR вариант видео начинал моментально восприниматься, как белесый и замыленный.

О контрастности лазерного проектора VW5000ES

Сразу надо сказать, что яркость кинотеатральных проекторов увеличивают совсем не для того, чтобы они работали в освещенном помещении вместо телевизоров, а для того чтобы улучшить восприятие контрастности. Именно восприятие, а не саму контрастность, которую невозможно изменить, потому что она определяется только типом матриц.

Реальная контрастность, это разница между светлым и темными участками в пределах одного кадра, а усиление восприятия контрастности достигается увеличением разницы в яркости между темными и светлыми кадрами. Оно  основано на большой инерции хорошо всем знакомого явления  "привыкания" глаза к темноте или яркому свету.  После "привыкания" глаза к темноте проявляется главная проблема ярких проекторов  - глаз начинает видеть, что их черный цвет, на самом деле, серый и изображение  восприниматься как замыленное. Для  превращения серого цвета в черный стараются  уменьшать яркость источника света в темных сценах, и этот прием называется динамической контрастностью.

Обычные лампы не способны снизить  яркость быстрее, чем скорость привыкания глаза, поэтому в ламповых проекторах используют специальные шторки, которые называют динамической диафрагмой. В лазерных проекторах проблема решается проще и эффективнее, потому что лазер уменьшает яркость даже быстрее механических шторок. Настолько быстрее, что этот механизм динамической контрастности начинает работать даже для ярких проекторов и позволяет создать очень глубокий черный цвет.

Как на презентации без специальных приборов удалось оценить  глубину черного цвета проектора VW5000ES

Все очень просто. Если помещение кинотеатра имеет хорошее затемнение и стены темные, то достаточно поставить любой предмет около экрана и сравнивать черный цвет кадра с тенью на экране от этого предмета. У всех недорогих проекторов черный цвет будет значительно светлее этой тени. У дорогих проекторов будет видна небольшая разница. На презентации лазерного VW5000ES голова одного из зрителей очень качественно создавала тень для сравнительного теста и было хорошо видно, что тень исчезает в темных кадрах, то есть черный цвет реально был черным, и выглядел лучше, чем при демонстрации ламповых моделей.

Неожиданно на презентации проявилась другая проблема высокой яркости. В светлых сценах стали отчетливо видны все дефекты полотна экрана. Резко проявились блики и тени от мельчайших неровностей, которые казались посторонними назойливыми пылинками на фоне идеальной 4K детализации. Стало очевидным, что экран для яркого 4K проектора должен быть идеально гладким и идеально матовым. Эти два свойства, кстати, и есть главные характеристики так называемых "4K" проекционных экранов, а совсем не то, что о них пишут в рекламе.

Подводя итог отметим, что HDR - это очень эффектно, а также подтвердим, что лазерный проектор Sony VPL-VW5000ES сумел сохранить отличную контрастность при высокой яркости 5000 lm, которая, в свою очередь, значительно улучшает восприятие изображения.