Глубокий черный цвет - это мечта всех, кто производит или пользуется средствами визуализации. Все знают ценность этого эффекта и стараются его улучшить, но пока это удавалось только эволюционными маленькими шажками, а инженерам Christie удалось сделать принципиально значимый скачок.

Чтобы представить масштабы проблемы глубокого черного, достаточно включить любой проектор для презентаций и воспроизвести изображение черного цвета. На экране будет не черный, а серый цвет, который хорошо виден даже если помещение не будет полностью затемнено, и даже если проектор не очень яркий, например, 3000-4000 лм. Проблема состоит в том, что матрицы (чипы) проекторов не могут полностью перекрыть свет и какое-то его количество всегда просачивается на экран, и чем ярче проектор, тем больше. Устранить эту "течь" невозможно, потому что она определяется углом отклонения зеркал в DLP проекторах, а это постоянная величина. Кстати, именно этот угол отклонения зеркал определяет контрастность проекторов, и понятно, что улучшить ее тоже нельзя (можно только испортить плохой оптикой). Замечание о контрастности здесь к тому, что достижения по глубине черного цвета часто выдают за увеличение контрастности, а это утка, в которую давно никто не верит.

Какими способами обычно углубляют черный цвет и чем метод Christie отличается от них

Самый распространенный метод - это перекрыть поток света еще чем-то, кроме самих матриц (чипов) проектора. Обычно это делают с помощью динамических диафрагм или динамического изменения мощности источника света. Термин "динамический" подразумевает быструю смену режима в зависимости от общей освещенности кадра. К сожалению, у этих методов есть свои пределы и для мощных проекторов их ресурсов не хватает даже если одновременно задействованы оба.

Есть еще один способ, который заключается не в ограничении светового потока, а в полном его перекрытии. Полностью перекрывается яркий проектор и в темных сценах работает другой, менее мощный. По такому принципу, например, работает система для домашних кинотеатров SIM2 HDR DUO, состоящая из двух спаренных проекторов.

У перечисленных способов есть принципиальный минус. Все они просто ограничивают световой поток, а значит не меняют контрастность проектора, потому что одинаково падает или возрастает яркость темных и светлых участков кадра, а соотношение яркости темного и светлого, то есть контрастности, не меняется.

Есть третий способ, который увеличивает контрастность, и возможно именно его использовали инженеры Christie. На пути каждого цвета (R,G,B) устанавливается не один DLP чип, а два последовательно, которые в темных сценах начинают вдвоем "тормозить" свет. Это равносильно двойному увеличению угла отклонения зеркал, который (и только он) принципиально определяет контрастность проектора.

Естественно, что представленное выше описание очень утрированно и на практике все намного сложнее, о чем наглядно говорит тот факт, что проектор Eclipse создавали 5 лет. Своеобразным полигоном для его испытаний был планетарий Хейдена при Американском музее естественных наук в Нью-Йорке. Сложность проецирования в планетариях усугубляется тем, что в них используются сферические экраны, которые сами себя засвечивают и это совсем не помогает создавать глубокий черный цвет, а он критически нужен планетариям.

Насколько это грандиозная и сложная задача очень хорошо демонстрируют эмоции на лицах двух директоров компании Christie на открытии планетария Хейдена после его оснащения проекторами Eclipse. Обоих зовут Ларри. Счастливая и радостная улыбка - на лице Ларри Говарда (слева), который отвечает за продажи. Не менее счастливая улыбка, но с заметным оттенком усталости у директора по технологиям, Ларри Пола (справа).


Что от подобных космических достижений имеют пользователи обычных проекторов Christie

Имеют многое, потому что любые проекторы Christie действительно не обычные, а серьезно выделяются на фоне остальных. Например, в ассортименте Christie есть две младшие серии лазерных проекторов GS и HS, которые тоже обладают нестандартно глубоким черным цветом. Их очень любят музеи и парки развлечений. В обоих случаях используются помещения с частичным затемнением, когда плохой (обычный) черный очень бросается в глаза.

Кроме этого, у Christie на порядок больше проекторов (не 1-2, как у всех, а больше 10) не с одним голубым лазером, а с двумя, голубым и красным. Каждый лазер, а точнее цвет, воспроизведенный лазером, а не лампой или люминофором (phosphor) - это шаг к цифровому воспроизведению цвета. Есть и полностью чисто лазерный проектор Christie D4K40-RGB. Подобные RGB-модели есть и у других производителей, но только для коммерческих кинотеатров, а Christie уже выпустила несколько модификаций RGB-лазерных проекторов для других сфер применения - для оснащение больших залов совещаний, театров, эстрады, мэппинга, планетариев, лайв-шоу.

С официальной версией анонса проектора Christie Eclipse можно познакомиться здесь.

Современная линейка лазерных проекторов Christie кратко представлена в таблице ниже. В ней не поместились ультракороткофокусные модели Captiva и новый Eclipse.

Лазерные проекторы Christie 2019

с одним объективом со сменными объективами
B-лазер RB-лазер RGB-лазер
3 x LCD
1920x1200
6000 ANSI лм
B-Laser
8.20 кг
1.40 ÷ 2.40 : 1
1 x 16вт

Модификации

LWU530-APS
LWU650-APS
3 x LCD
1920x1200
8000 ANSI лм
B-Laser
18.30 кг
0.38 ÷ 8.30 : 1
-

Модификации

LWU755-DS
LHD878-DS
LWU900-DS
1 x DLP
1920x1200
6750 ANSI лм
B-Laser
15.90 кг
0.95 ÷ 5.50 : 1
-

Модификации

DHD630-GS
DWU630-GS
DHD635-GS
DWU635-GS
1 x DLP
1920x1200
7500 ANSI лм
RB-Laser
22.60 кг
0.75 ÷ 5.50 : 1
-

Модификации

DHD850-GS
DWU850-GS
DHD1075-GS
DWU1075-GS
1 x DLP
1920x1200
12000 ANSI лм
RB-Laser
42.50 кг
0.84 ÷ 7.00 : 1
-

Модификации

D13HD-HS
D13WU-HS
D16HD-HS
D16WU-HS
D20HD-HS
D20WU-HS
4K7-HS
4K10-HS
3 x DLP
1920x1200
22300 ANSI лм
RB-Laser
74.80 кг
0.38 ÷ 10.40 : 1
-

Модификации

Crimson HD25
Crimson WU25
3 x DLP
4096x2160
40000 ANSI лм
RGB-Laser
130.00 кг
0.72 ÷ 5.43 : 1
-