Существует достаточно много ярких 4К проекторов, но новый Panasonic PT-RQ22KE резко выделяется не только на фоне аналогов других марок, но даже в линейке собственных 4K моделей компании Panasonic. Выделяется он не какими-то отдельными рекордными характеристиками, а лучшим для пользователей сочетанием главных технических показателей. Часто утверждения такого рода являются рекламными и голословными, но в случае PT-RQ22KE это конкретный зафиксированный в истории рынка проекторов факт, и не просто признанный пользователями проекторов такого класса, а ими же самими установленный.

Обычно идеальность сочетания параметров является достаточно спорным определением, но когда появляется проектор, популярность и продажи которого в десятки раз превосходят эти показатели для аналогов, то набор его характеристик естественным образом становится эталонным, и на него ориентируются все пользователи при выборе, и все производители при создании подобных аппаратов. Таким всемирным эталоном, и как оказалось недостижимым для конкурентов, в классе профессиональных проекторов для больших залов и световых шоу стал за 4 года своего существования 4 ламповый 3-чиповый DLP WUXGA 21000 лм 43 кг проектор Panasonic PT-DZ21KE.

Казалось бы чего проще для создателя эталонного WUXGA (1920x1200) проектора начать на его базе выпускать 4K модификации, но оказывается, что это далеко не так и компании Panasonic в очередной раз пришлось проявить незаурядную изобретательность.

Первой и очень сложной проблемой стала замена лампового источника света на лазерный. Никому из производителей это не удавалось сделать без увеличения веса, размеров и цены проекторов. Все, и в том числе Panasonic, пошли на значительное увеличение веса, но чтобы не расстраивать потребителей, хотя и без необходимости, но добавили яркости. В линейке Panasonic этому этапу разработки лазерных проекторов соответствует модель PT-RZ31KE со световым потоком 31000 лм и весом 79 кг, то есть далековато от эталонных 21000 лм и 43 кг. Потребовался год дополнительных исследований для создания принципиально новой системы охлаждения, позволившей добиться показателей 21000 лм и 49 кг. Обладателем этих параметров стал проектор PT-RZ21KE с разрешением 1920x1080. От своего лампового эталонного предшественника он отличался не только источником света и герметичной защитой оптики от пыли (такое есть у многих), но и вообще полным отсутствием каких-либо фильтров, что в переводе означает 20000 часов работы без профилактики и замены каких-либо деталей. Достижение технических эталонных характеристик для лазерной модификации Panasonic дополнил предложением цены на уровне лампового предшественника. Доля лазерных моделей в объемах продаж профессиональных проекторов Panasonic сразу выросла до 90%.

Второй очень непростой проблемой стало повышение разрешения до 4K. У нее есть два аспекта, с одним из которых все справились одинаково успешно, а о втором стараются помалкивать, оставляя нерешенным.

Первая половина проблемы перехода на 4K разрешение заключается в том, что нельзя использовать матрицы с реальным разрешением 4K. Они значительно больше по размерам, чем матрицы 1920х1200, а значит для них нужны другие объективы, необходимо менять размеры проекторов и вообще полностью нарушить принцип универсальности компонентов. Этот принцип очень важен для тех, кто эксплуатирует проекторы такого класса, потому что у них обычно много проекторов и содержать или закупать для апгрейда несколько разных по типу комплектов разорительно.

Эту первую половину проблемы все производители проекторов решили одинаково с помощью технологии дублирования точек. В этом случае для создания 4K изображения используются матрицы меньшего изображения, которые создают два последовательных кадра со смещением второго относительно первого на половину точки по диагонали.

Вторая половина проблемы 4K разрешения, о которой стараются не говорить, заключается в том, что при использовании только двух кадров для наложения теряется часть исходного сигнала. Каждый кадр в этом случае является не набором исходных пикселей, а представляет собой интерполяцию, то есть ни одна точка на конечном 4K изображении по цвету и яркости не соответствует полностью характеристикам пикселей в исходном сигнале. Для потребителей придумали отговорку "арифметическая сумма пикселей соответствует 4K", а про то, что для всех точек используются не исходные, а пересчитанные параметры все промолчали. Panasonic тоже промолчал про этот фокус, но использовать технологию двух кадров не стал, а выбрал другую.

4K+ проекторы Panasonic используют технологию наложения 4 кадров, что исключает потерю части исходного сигнала, неизбежную при одинарном дублировании (шифтинге) пикселей.

Добавим, что в 4K+ проекторах Panasonic установлены матрицы не 1920х1080, а 2560х1600, то есть они воспроизводят без потерь сигналы с разрешением 5120х3200. Об этом и об использовании 4 кадров при наложении говорит знак "+" в используемой для проекторов Panasonic аббревиатуре "4+".

В результате всего этого получился проектор, который в классе мощных профессиональных моделей с поддержкой 4K разрешения может как и его легендарный прародитель PT-DZ21KE претендовать на статус эталонного. Убедиться в этом могли все посетители выставки Prolight & Sound 2018, которая проходила в Москве сентябре 2018.

Наше собственное впечатление о работе этого проектора естественно субъективное как и у всех других, но какие-то достаточно объективные реперы назвать можно. Естественно это качество изображения не на уровне коммерческих или домашних кинотеатров, а заметно более высокое. Если кого-то шокирует такое заявление, то стоит принять во внимание, что такие проекторы создаются для профессиональной прецизионной визуализации, а не для развлечений под хруст попкорна. Например, таким проекторам очень часто приходится работать в мультипроекционных инсталляциях с наложением на стыке до пяти изображений, то есть когда требуется исключительная однородность по яркости. В планетариях или ночных симуляторах совсем не домашние требования к уровню черного и контрастности. Профессиональные тренажеры обязывают к умению показывать изображение с такой частотой кадров, которая никогда не понадобиться кинотеатрам.

Перечисленные выше примеры применения 4K проекторов достаточно популярны и не являются каким-то эксклюзивным исключением, доступным только проекторам Panasonic, но есть и такие. Например, только Panasonic серийно выпускает для своих самых ярких профессиональных проекторов объектив для проекции на сферические поверхности. Благодаря ему у 4K проекторов Panasonic появляются очень весомые конкурентные преимущества в сфере симуляторов и планетариев. Вторая сфера эксклюзивного опережения связана с активностью компании Panasonic в разработке задач вещания с разрешением 8K. Эта работа ведется не первый год и накопленный опыт учитывается при разработке 4K проекторов, потому что именно они используются для масштабных демонстраций 8K трансляций. Естественно, что сфера исследований по внедрению 8K разрешения ни для кого не закрыта, но также понятно, что очень немногие располагают необходимыми ресурсами.

4K+ 3DLP проекторы Panasonic

3 x DLP
2560x1600
(4K+ со сдвигом)
10000 ANSI лм
B-Laser
49.00 кг
3 x DLP
2560x1600
(4K+ со сдвигом)
21000 ANSI лм
B-Laser
53.00 кг
3 x DLP
2560x1600
(4K+ со сдвигом)
27000 ANSI лм
B-Laser
83.00 кг


Читайте также