Во-первых, необходимо определиться с форматом вашего кинотеатра, будет он широкоформатный 16:9 или обыкновенный 4:3 (если вы затрудняетесь с выбором, почитайте здесь…).
После того как вы, наконец, определились с наиболее подходящим вам форматом, настало время подумать о размерах экрана и, конечно, о расстоянии с которого вы будете смотреть на экран. Очевидно, что эти две вещи очень тесно друг с другом связаны.
Вообще, оптимальный размер экрана и расстояние до него у каждого свои и зависят они исключительно от субъективных предпочтений каждого, отдельно взятого человека.
Допустим, вы частенько посещаете кинотеатры, и покупаете билеты на места находящиеся как можно ближе к экрану, тогда вы полностью погружаетесь в фильм и не видите перед собой ничего кроме действия фильма. С одной стороны, вы максимально усиливаете «эффект присутствия», но с другой стороны ваш взгляд не может охватить всё то что происходит на экране, и вам приходится постоянно вертеть головой, для того что бы не упустить, например, летящего в стену дома неудачливого мотоциклиста.
Если вы смотрите плаксивую мелодраму, утирая слёзы, то полтора часа просмотра не очень сильно скажутся на ваших шейных мышцах, однако, если это самый свежий экшн-блокбастер, то ваша шея уже в середине фильма может начать протестовать.
Ситуация с покупкой билетов на первые ряды ясна. Теперь, допустим, что, покупая билет на очередной шедевр киноиндустрии, вы говорите кассиру: «…Мне, пожалуйста, билет где-нибудь в серединке зала…», то следующие полтора – два часа ваш взгляд охватывает весь экран, и за происходящим на экране вы можете уследить глазами, без лишних движений головой. Однако, в этом случае помимо действия фильма вы наблюдаете окружающих вас киноманов жующих попкорн, машущих руками, выходящих покурить и т.д. и т.п.
Эффект присутствия ниже, но с другой стороны просмотр комфортнее.
Если же вы любитель дальних рядов, так называемых «мест для поцелуев», то у вас на это может быть три, очевидные причины:
- Не хватило билетов на другие места
- У вас дальнозоркость
- Вы пришли на просмотр не один/одна
Итак, рассмотрев три основных вида предпочтений по размерам экрана и расстояний до него посетителей коммерческих кинотеатров, попробуем спроецировать их на домашний кинотеатр, и посмотреть какие плюсы и минусы возникают там.
Домашний кинотеатр.
Предпочтение первое – Ряд первый.
Как вам, наверное, известно одной из основных характеристик всех мультимедиа проекторов является их реальное разрешение, которое показывает из какого количества точек состоит формируемое изображение. Чем больше разрешение проектора, тем меньше зернистость изображения и размер видимых на экране точек. Теперь представьте, что вы сидите на расстоянии полутора метров от экрана, ширина которого составляет 3 метра. Дальше всё зависит от разрешения проектора, если это проектор с разрешением в районе XGA (1024x678 точек), то зернистость изображения будет несущественно, но заметна, что снизит эффект «кинематографичности» и слитности изображения, который вы в полной мере наблюдаете в большом кинотеатре. Ну а если разрешение вашего проектора находится в районе SVGA (800x600 точек), то размер видимых вами точек, из которых состоит изображение, увеличивается порядка на 25%.
Помимо зернистости, с близкого расстояния вам станут видны различные артефакты, возникающие в результате обработки изображения различными фильтрами, конверторами, деинтерлейсерами и пр. в вашем проекторе.
Отсюда можно сделать вывод: чем ближе вы находитесь к экрану, тем меньше эффект «кинематографичности», слитности и чистоты видимой вами картинки. Не стоит также забывать, что если вы решите сидеть очень близко к экрану, то вам необходимо будет установить проектор где-нибудь под потолком в режиме перевёрнутой проекции, или сбоку от экрана с включённой коррекцией трапецеидальных искажений, что в свою очередь может серьезно сказаться на качестве изображения.
Таким образом, в этом случае к ко всем преимуществам и недостаткам, которые наблюдаются при просмотре фильма в большом кинотеатре ещё добавляется перечисленные выше.
Предпочтение второе – Центр зала.
Если выбрали среднюю удаленность от экрана при просмотре фильмов в вашем домашнем кинотеатре, при которой ваш взгляд полностью охватывает экран, то первый плюс, который вы получаете, это физический и эстетический комфорт от просмотра фильма. Далее, необходимо отметить возросшую «кинематографичность», слитность и, исчезновение видимых артефактов изображения.
Рекомендуемое расстояние от экрана в случае средней удалённости от него составляет около двойной ширины экрана. Например, если ваш экран 2 метра в ширину, то оптимальное расстояние для просмотра до него составит 3,78 метра. Можно варьировать это расстояние в пределах 10 – 15 процентов, но это зависит от вас, а также от условий вашего домашнего кинозала.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на правильность восприятия фильма при его просмотре.
Для правильного восприятия фильма (то есть для обеспечения вожделенного эффекта присутствия) особенно важен угол обзора.
Иными словами, если вы сидите на правильном расстоянии от телевизора (при размерности экрана 16:9 это расстояние равно утроенной высоте экрана), угол охвата зрением должен составлять тридцать градусов. Между тем мы обычно смотрим телевизор, у которого соотношение сторон изображения составляет 4:3, находясь на расстоянии от восьми до десяти высот экрана, и угол зрения при этом составляет от силы десять градусов. В пределах этого сектора мы очень хорошо видим все детали изображения, а движение воспринимаем плохо. За пределами этого сектора наблюдается обратная картина: реакция на движение заметно улучшается, зато способность различать детали падает. Вот почему многие фильмы ужасов, от которых замирает сердце при просмотре на широком экране в кинотеатре, дома смотрятся вымученно и вяло. Без движений, отмечаемых периферийным зрением, сцены, призванные нагонять страх, выглядят искусственными.
Следовательно, для создания максимального эффекта присутствия необходим такой угол охвата зрением, при котором различались бы все детали в середине изображения и периферийным зрением были бы заметны движения по краям экрана. Этот угол составляет те самые тридцать градусов, о которых говорилось выше. Так что дальнейшее увеличение ширины экрана нецелесообразно. Вот почему «киношники» отказались снимать панорамные фильмы (размерность кадра порядка 25:9).
Предпочтение третье – Последние ряды.
Если расстояние с которого вы смотрите ваш фильм значительно (хотя бы на 50 процентов) больше чем 2 ширины экрана, то, конечно, вы получаете самое слитное и чистое изображение. Имеет смысл размещаться так далеко от экрана в том случае, если вы смотрите, например, футбол, когда эффект присутствия не так уж и важен для вас, а также в том случае если ваш проектор имеет достаточно низкое реальное разрешение, скажем VGA (640x480 точек)…
Выводы
Таким образом, делая выводы из всего выше сказанного, можно выделить три основных вещи, которые стоит принять во внимание, выбирая экран для вашего домашнего кинозала:
- Реальное разрешение вашего проектора. Чем оно ниже, тем дальше от экрана лучше располагаться, для получения хорошей, качественной и слитной картинки.
- Комфорт при просмотре фильма. Хотите ли вы пожертвовать качеством картинки и вашей физической утомленностью (шеи - при слишком близком расположении к экрану, глаз – при слишком далёком), ради эффекта присутствия/отсутствия.
- Соблюдение нужного вам, субъективного, баланса между пунктом 1. и пунктом 2.